Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Общество29 мая 2012 22:00

У чиновников аллергия на Зою Космодемьянскую

Они отрицают факт гибели экспонатов из ее музея [видео]
Бывшее здание московской школы № 201,где находится музей Зои Космодемьянской.

Бывшее здание московской школы № 201,где находится музей Зои Космодемьянской.

После статьи в «Комсомольской правде» «В музее народной героини Зои Космодемьянской устроили ночлежку и притон» (номер от 9 февраля 2012 года), где газета рассказала о гибели части экспонатов музея Зои и Александра Космодемьянских в старом здании московской школы № 201 на «Войковской» и о варварском отношении к их памяти, в редакцию поступило множество писем.

Часть из них была написана как под копирку: адресаты утверждали, что все экспонаты музея целы и невредимы, а то, что нашли в разрушенном музее журналисты и краеведы, «не представляет никакой исторической ценности».

Cудьба гибнущего музея Зои разделила общественность и «официальных лиц» на два лагеря. Общественники уверены, что экспонаты гибнут и многое уже полностью утеряно (скажем, разгромлена мемориальная комната Зои, а мебель лежит на свалке), а лица официальные утверждают, что согласно их важным документам все экспонаты целы и невредимы, подсчитаны, описаны и лежат на своем месте, собирают музейную пыль. А то, что нашли в заброшенном здании краеведы-историки, - это так, хлам.

Причем удивительно то, что молодежь, которая про подвиг Зои знает мало, проявляет сегодня куда большее внимание к судьбе экспонатов музея, чем лица официальные, как правило, старшего поколения, для которых Зоя была в свое время и официальной иконой, и канонизированной героиней.

Экспонаты, которые удалось спасти из завалин старого здания школы. Набросок, cделанный рукой Александра Космодемьянского...

Экспонаты, которые удалось спасти из завалин старого здания школы. Набросок, cделанный рукой Александра Космодемьянского...

«Зоин диван гниет, а стул кто-то приватизировал»

- Как вы узнали об этом гибнущем музее? - спрашиваю я двух энтузиастов-краеведов Павла Шехтмана и Андрея Новичкова

- Мы там рядом и живем, и работаем - рассказал Андрей. К этому моменту в Интернете была уже масса фотографий разгромленного музея Зои Космодемьянской. Слухи по району ходили нехорошие, что там разное происходит… Взяли видеокамеру, фотоаппарат и пошли. Мы в тот, в первый раз ничего не брали, только снимали видео для своего интернет-телеканала и фотографировали. А искать исторические документы мы стали позже, когда выяснилось, что никто не собирается реагировать на наш материал, спасать эти экспонаты, и там все просто погибнет окончательно. Кстати, на этой первой съемке видно множество вещей, которые потом исчезли, - например, стул, судя по всему, дореволюционной работы, из квартиры Космодемьянских, который составлял часть ее мемориальной комнаты. Зоин диван, из ее дома, стоит там до сих пор, гниет. А стульчик кто-то приватизировал…

- А как доказать, что это именно ее мебель?

- Этот диван и стул тоже есть на старых фотографиях из музея, его нетрудно узнать по боковинам. Долго спорили между собой - отодвигать ли его. Он же старинный, тяжелый. Паша говорит, давай все-таки отодвинем! Навалились, подвинули... Оказалось - не зря старались. За диваном обнаружили просто груду гниющей одежды. Вначале, честно говоря, подумали даже, что это бомжи нанесли. Но потом порылись… вещи явно не современные, а довоенные. Это же видно. А потом нашли на этих вещах нашивки «Музейное хранение». Тут все стало ясно. Причем некоторые бирки сорваны, отпороты, а ряд платьев так и лежит с этими нашивками. Стало ясно, что это - брошенные в музее экспонаты. Собственно, после того как мы увидели эти нашивки, мы и стали там всерьез копаться. Многие вещи, найденные в бывшем музее Космодемьянской, нам пришлось потом выкинуть, увы. В Музее Москвы, куда мы обращались, чтобы их взяли, отказались, так как к тому моменту они были почти полностью изъедены молью и грибком. Нам посоветовали скорее избавиться от них во избежание заражения других предметов. Более-менее хорошо сохранилась лишь кожаная курточка, возможно, Зоина.

Но кое-что удалось спасти после стирки и обработки против грибка. Вот, например, занавес тех лет. (Краеведы достают из сумки большое тяжелое полотнище с гербом «Юный натуралист» посередине.) Увы, вещь также сильно пострадала, она фрагментирована. А вот вещи, которые вообще непонятно как могли оставить, - рисунки Героя Советского Союза Александра Космодемьянского. Существуют старые фотографии интерьеров музея, где эти рисунки составляют часть экспозиции.

- В новом музее я видела рисунки Александра, сделанные в таком же стиле…

- Да, да, верно, он именно в таком стиле и рисовал, красным и синим карандашом, именно, - подтвердили краеведы мои слова. И вот еще какая находка. Дело в том, что учительница Зои, Любовь Николаевна Юрьева, на обороте календарей вела короткие дневниковые записи всю войну. Это целая стопка календарей. По ним можно уточнять последовательность событий, это настоящий документ эпохи.

... его автопортрет...

... его автопортрет...

- И все это выкинули?

- Да, это все лежало на полу в кучах мусора и гнило.

Здесь стоит оставить наших собеседников. И вернуться к тому, что произошло после выхода статьи в «Комсомольской правде», где мы в первый раз обратили внимание на состояние музея Зои Космодемьянской…

«Ваши бумажки никому не нужны, от них одна аллергия»

После нашей статьи «В музее народной героини Зои Космодемьянской устроили ночлежку и притон» работники от образования, увы, никак не могут успокоиться. Они и письма пишут, и устно выражаются также весьма энергично. «Когда руководители школы узнали, что мы хотим поговорить о судьбе экспонатов музея, - поделились с нами своим недоумением краеведы, - то через охрану передали нам, чтобы мы больше никогда не появлялись, или они вызовут полицию».

Еще более откровенно высказались педагоги в приватном разговоре с корреспондентом КП: «Эти ваши бумажки никому не нужны, их же детям не покажешь, от них одна аллергия».

...и занавес тех лет с гербом «Юный натуралист».

...и занавес тех лет с гербом «Юный натуралист».

В это время в самом старом здании школы № 201, ожидающем ремонта, уже было два пожара. А желающие могут, например, легко отыскать в Сети фотосессию в стиле мягкого порно, сделанную с участием девушек легкого поведения прямо в мемориальной комнате Зои и Александра. И, судя по обилию обнаруженных нами в старом здании музея упаковок от презервативов, они там не только фотографировались...

Эти нынешние «хранители памяти» уничтожили мемориальный класс, наверное, единственный сохранившийся с довоенных лет в первозданном, подлинном виде, бросили в музее зарисовки, сделанные рукой Зоиного брата Александра Космодемьянского, и другие документы эпохи. Один из рисунков подписан: «Мы с Зоей». Но нет, «не представляет ценности», в топку, в топку… Опять же - аллергия. Его так и нашли лежащим на полу в старом брошенном здании музея, в куче мусора, причем он был вставлен в рамку - то есть являлся когда-то экспонатом. Но, увы, начальник управления из мэрии Москвы Надежда Филиппова строго пишет нам: «В музее проведена ежегодная инвентаризация, которая подтвердила наличие всех имеющихся экспонатов и полное их соответствие инвентарным книгам музея». Но скорее это «инвентарные книги» аккуратно переписаны под то, что осталось, увы.

А в это время мы держим в руках бывшие экспонаты этого музея, забытые и брошенные. Кто-то решил, что все это «не представляет исторической ценности»? Но педагог, который взялся за хранение культурных ценностей, начинает в полном объеме отвечать за все последствия своих действий или бездействия. И принимать решения в духе привычного педагогического дирижизма («Так, вот это представляет историческую ценность, а это - не представляет, потому что Я, директор, так решила») тут недопустимо.