Премия Рунета-2020
Тюмень
+11°
Boom metrics
Общество20 января 2011 22:00

На Центральном рынке иностранцы не торгуют

Репортер «Комсомолки» проверил гражданство у предпринимателей из ближнего зарубежья
Источник:kp.ru

С Нового года иностранцам запретили торговать в палатках и на рынках. Такой закон был принят российским правительством в ноябре 2010 года. Если раньше были послабления, допускался определенный лимит, то сейчас он равен нулю. Стоять за прилавком разрешается только тем, у кого есть российский паспорт. Как известно, овощами и фруктами на тюменских рынках всегда торговали гости из Азербайджана. Кто же торгует сейчас? На оптовом рынке «Кольцо» по Московскому тракту, где при желании можно купить товар и в розницу, я так и не увидел ни одного «бледнолицего». Дважды прошел по рядам. Рынок работает в привычном режиме.

- Что желаете? - останавливает меня торговец в годах с легким кавказским акцентом. - Мандарины? Яблоки? - Кстати, груши почем? - иду на контакт я. - По 52 рубля за килограмм. - Ого! В магазинах точно такие же продают по 90. Так и быть, возьму килограммчик! Гость с юга складывает в пакет груши «конференц». И я продолжаю разговор: - Кстати, вы не слышали, что с Нового года всем иностранным гражданам запретили торговать на рынках? - Нет, не слышал, - продавец смотрит на меня, явно растерявшись. Ну да, я же так и не представился. - Странно, а у вас есть гражданство? - Конечно. - Российское? - Ну да, - собеседник все еще не может прийти в себя. - Вам тогда ничего не грозит, - пытаюсь отшутиться и удаляюсь.

Как пояснили в администрации рынка, неграждане России у них не торгуют. Эти требования здесь соблюдают с 2007 года, когда вышел закон, ограничивающий торговлю иностранцам.

- Конечно, многие предприниматели и продавцы нерусской национальности, но у них всех есть российские паспорта, - заверили меня в офисе на втором этаже рынка. Едем дальше. На Центральном рынке идет бойкая уличная торговля. За прилавком с морожеными ягодам стоит продавщица и общается с коллегой на языке, который мне совсем непонятен. Подхожу, говорю, кто я такой и зачем пожаловал. - Есть, есть у меня гражданство, и паспорт российский тоже есть, а как же, - говорит, нисколько не смутившись, продавщица уже на русском языке. - Тем, у кого гражданства нет, администрация рынка запрещает торговать. Обязательно паспорт нужен. - Пойдемте со мной, - полушепотом говорит женщина в норковой шубе. Она проходила мимо и услышала мой вопрос насчет гражданства. - Есть тут иностранцы, уж поверьте. Тюменка показала мне на три уличных прилавка, где якобы торгуют нелегалы из Киргизии.

Решил тоже не ходить вокруг да около и спросил смуглого парня в вязаной шапке прямо в лоб: - Мы интересуемся, есть ли среди торговцев люди без гражданства. Вот у вас есть гражданство? - И гражданство есть, и паспорт, - продавец холодными глазами смотрит на меня. - Могу и паспорт показать. Только вы сначала свои документы покажите. Повертев мои корочки, парень достает свои. Так и есть, паспорт с двумя орлами.

Похоже, что информация незнакомки в шубе немного устарела. Впрочем, я и не собирался кого-то разоблачать. Нам важнее понять, что изменилось на рынках. Как оказалось, ровным счетом ничего. Но, с другой стороны, уйдут с рынков мигранты, у кого тогда мы будем покупать товары по сходной цене?

- Я из Киргизии, сами знаете, что там сейчас творится: работу не найти, народ бунтует, - немного оттаяв, рассказывает молодой продавец. - Двойного гражданства у нас нет, поэтому когда приезжаю домой, приходится делать временную прописку. Получается, что сейчас у себя на родине я иностранец.

Как нам пояснили в управлении федеральной миграционной службы, за прошлый год на юге области было проверено 920 торговых точек. Выявлены 65 нарушений, наказаны 13 граждан России за найм иностранцев в качестве продавцов и 52 иностранных торговца. Проверки продолжаются.